Новости
/ Обучение в аспирантуре УИУ РАНХиС: подсчитываем профит. Интервью

Обучение в аспирантуре УИУ РАНХиС: подсчитываем профит. Интервью

04
сентября
2020
Обучение в аспирантуре УИУ РАНХиС: подсчитываем профит. Интервью

О том, как устроена жизнь аспиранта Уральского института управления и что вообще дает аспирантура, рассказывает начальник Управления научной работы филиала РАНХиГС в Екатеринбурге Мария Ворошилова.

- Мария Борисовна, для чего люди поступают в аспирантуру?

- Каждый берет от аспирантуры что-то свое. Кому-то она позволяет логически завершить образовательный цикл, обрести целостную систему знаний. Кто-то получает статус для одновременного вхождения в науку и профессиональную педагогическую деятельность. Так появляются преподаватели-исследователи. Есть еще вариант, когда окончание аспирантуры становится стартовой площадкой для нового карьерного роста – ученая степень здесь немаловажный бонус. Но самое главное, что аспирантура позволяет человеку делиться своим практическим опытом или фундаментальными научными знаниями. Это упаковывается в формат научного исследования, за которым зачастую стоят годы наблюдений, анализа, опыта, рефлексии, словом, настоящей мыслительной деятельности.

- Каково сейчас соотношение науки и новых знаний в аспирантуре?

- Сейчас мы в переходном состоянии. Если десяток лет назад говорили, что аспирантура – это чистая наука и поиск новых знаний. Сейчас мы находимся в том периоде, когда в аспирантуре совмещаются и образование, и наука. Аспирантура дает вам возможность получить новую специальность и новое направление для работы. Но при этом параллельно вы будете обязательно заниматься научным поиском, без чего нормальной аспирантуры не бывает. Сочетание на равных науки и образования – такова современная форма аспирантуры.

- У РАНХиГС есть собственные диссертационные советы. Что их отличает от традиционных?

- Во-первых, они менее бюрократизированы, мы исключаем дополнительный внешний контроль Высшей аттестационной комиссии. Мы имеем право присваивать ученую степень и отвечаем за качество научной аттестации. Также наши диссертационные советы создаются индивидуально под каждое научное исследование и его тематику, это значит, что оценка диссертации происходит, на наш взгляд, на более высоком профессиональном уровне, с «прицельным» участием специалистов по теме представленного диссертационного исследования.

- Какие возможности для обучения и развития имеются в институте?

- У нас сформирован полный базовый комплект для обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации. Во-первых, это сеть диссертационных советов по всем направлениям, которые есть в аспирантуре: любой человек, закончивший у нас аспирантуру, имеет возможность здесь же защитить диссертацию. Во-вторых, мы имеем журналы, аккредитованные Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Тематически они закрывают наши четыре базовые специальности. В-третьих, аспирантам гарантировано полное и бесплатное подключение ко всем нашим информационным библиотечным системам, что позволяет глубоко погрузиться в мировой научный контекст.

- Какие диссертации сегодня приняты к защите?

- Пока их две. Обе – по социологии. Сейчас на экспертизе находятся работы по экономике, причем одна из них уже получила положительный ответ и в ближайшее время будет также принята к защите. Следующие работы будут по юриспруденции и политологии.

- Какие исследования аспирантов УИУ вы могли бы выделить?

- Сложный вопрос - любая диссертационная работа отличается своей новизной и актуальностью. Например, недавно у нас была подготовлена диссертация, которая была посвящена эффективной организации медицинской помощи в больницах. Одним из моментов этой работы был вопрос, как правильно рассчитать количество необходимых больничных мест для больных по разным направлениям. В год пандемии мы понимаем, что это исследование крайне актуально. Есть темы, которые цепляют своей необычностью, например, практически завершена работа над диссертацией по проблематике движения «чайлд-фри». Добровольный отказ заводить ребенка – эта позиция находит сторонников по всему миру, становится она популярной и для многих россиян. Это требует тщательной исследовательской работы. Есть еще интересная тема, касающаяся юридических нюансов в части использования донорских органов. С точки зрения юристов, наверное, обычная история – череда законов и норм, но для обывательского уха это звучит звонко, хлестко. Мы стараемся фиксировать общественные тренды и изучать то, что имеет смысл и значение, а не плодить науку ради науки.

- Как у вас организован подбор научных руководителей аспирантских работ?

- Специфика обучения в аспирантуре в том, что самая яркая фигура для любого аспиранта – его научный руководитель. Часто руководитель становится не просто преподавателем, а человеком, который буквально за руку ведет по научным тропам. Мы считаем, что научный руководитель становится «третьим родителем» для аспиранта на эти 3-4 года обучения. Бывает, что аспирант поступает, не зная наших преподавателей. В таком случае мы даем ему возможность выбора: он сам решает, с кем ему более комфортно, с кем, как ему кажется, он найдет более интересный поворот в своей диссертационной работе. В случае, если тема диссертационной работы слишком специфична и у нас нет под нее специалиста, мы можем пригласить научного руководителя «со стороны», такое уже случалось по экономике, юриспруденции и политологии.

- Бывает ли междисциплинарная тематика или вообще – резкая смена тематического интереса аспиранта?

- Достаточно часто аспирант приходит на новый для него профиль. Например, имея психологическое или педагогическое высшее образование, уходят в социологию или экономику. Бывает, что выбирают близкое направление: например, юрист в сфере экономических отношений поступает на факультет экономики. Смена направления дает возможность искать новые знания, расширяет горизонт научного поиска. Кому-то это открывает иной ракурс, преломляет угол зрения. А для кого-то – это просто возможность получить дополнительное профильное образование. Все индивидуально.

- Есть ли кардинальные отличия в качестве при очной и заочной формах обучения в аспирантуре?

- Отличия стандартные, как и везде, но при правильной организации работы они не влияют на качество. Аспирант на очном обучении чаще появляется в стенах вуза, его нагрузка распределена более равномерно в течение года. Заочники традиционно занимаются в сессию, у них сокращен блок очного общения с преподавателями, но при этом работа с научным руководителем сохраняется в том же объёме, как и на очном отделении. Отмечу, что наши аспиранты-заочники вправе присутствовать как слушатели на занятиях очной формы – это допустимо.

- Как ситуация с пандемией повлияла на аспирантуру УИУ?

- Я считаю, что коронавирус не помешал развитию науки. Он не повлиял на ход обучения аспирантов так радикально, как это произошло со студентами бакалавриата и магистратуры. Объясню почему. Во-первых, в аспирантуре меньше занятий, а во-вторых, мы уже были готовы к дистанционным формам обучения, потому что давно их применяли. Ведь аспиранты люди занятые, у них, как правило, серьезная ответственная работа, поэтому мы всегда, когда можно, идем навстречу, в том числе с дистантом. Поэтому даже в Covid контакты с преподавателями и научными руководителями сохранились в полном объеме. И Covid дал возможность собрать уникальный материал – по трансформации социальных отношений, по изменениям в экономике, в политическом поле, на уровне межгосударственного взаимодействия и т. д. Работы по этим темам будут самыми актуальными и востребованными на ближайшие годы. Время новых открытий, трансформаций и поворотов только на руку настоящим исследователям.

Интервью взяла Анна Терюхова




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7(343)257-20-40

Директорат
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 257-20-05
Факс: +7 (343) 257-44-27
E-mail: ui@ranepa.ru
Приемная комиссия
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 251-77-44
8(800)300-82-46
+7 (902) 502-77-78
E-mail: priem-ui@ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (343) 251-74-55
E-mail: press-ui@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления