Новости
/ Профессор УИУ РАНХиГС о готовности минздравов региона ко второй волне коронавируса

Профессор УИУ РАНХиГС о готовности минздравов региона ко второй волне коронавируса

21
октября
2020
Профессор УИУ РАНХиГС о готовности минздравов региона ко второй волне коронавируса

Российскую систему здравоохранения считают не готовой ко второй волне ковида 76% региональных и 57,3% московских врачей. Таковы данные исследования, подготовленного для VTimes платформой "Доктор на работе". Исследование проводилось с 5 октября по 9 октября методом онлайн-анкетирования. Всего в нем приняли участие 789 специалистов: 646 врачей из регионов и 143 врача из Москвы. Результаты исследования комментирует доктор экономических наук, профессор Уральского института управления — филиала РАНХиГС Роберт Акьюлов.

- Роберт Ишкалеевич, насколько, по вашему, оказались готовы к пандемии коронавируса системы здравоохранения регионов Уральского федерального округа? В каких регионах оказалось сложнее реагировать на новые обстоятельства и почему?

- Системы здравоохранения регионов УрФО оказались недостаточно готовы к пандемии коронавируса, как и все другие российские регионы. Недостаточное количество койко-мест в инфекционных больницах, неподготовленность первичного звена здравоохранения – участковых врачей, поликлиник, диагностического оборудования, высокочувствительных тестовых систем, аппаратов искусственной вентиляции легких. Сложнее всего на первом этапе реагировать на новые реалии было в Курганской области, где недостаточно развитая материально-техническая база учреждений здравоохранения, устаревшее оборудование, обеспеченность врачами почти в 3 раза ниже, чем на Чукотке, и в 1,7 раза – чем у соседней Тюменской области.

Вместе с тем, несмотря на то, что Ямало-Ненецкий автономный округ в 2019 году по качеству системы здравоохранения в общероссийском рейтинге находился на 3-м месте, к октябрю 2020 года именно Ямал стал лидером по темпам заболеваемости коронавирусом среди всех субъектов Уральского федерального округа по данным Информационного центра по мониторингу ситуации с COVID-19 в России. Ханты-Мансийский автономный округ оказался вторым, а Тюменская область – третьей.

Средний показатель заболевших по УрФО составил 900,2 на 100 тысяч населения. Это ниже общего коэффициента по России, который составляет 963,8. По-прежнему в двух регионах Урала — в ЯНАО и ХМАО — число заболевших на сто тысяч населения превышает средние показатели по стране.

По данным на 19 октября, коэффициент по заболевшим в регионах Урала на 100 тысяч населения составил:

  • в ЯНАО — 3 405,6 (неделю назад — 3 190,0);

  • в ХМАО — 1 571,0 (о состоянию на 12 октября он был равен 1 487,2);

  • в Тюменской области — 785,6 (неделей раньше показатель фиксировался на отметке 721,9).

На четвертом месте разместилась Свердловская область, где с 12 октября количество заболевших на 100 тысяч населения подскочило с 724,3 до 760,6 В Зауралье данный показатель составил 579,4 против 521,8 неделей назад. Самый низкий прирост за неделю наблюдается в Челябинской области — с 478,7 до 498,2 заболевших на 100 тысяч населения.

По данным на 19 октября, всего в УрФО зафиксировано 111 183 случая COVID-19. Больше всего инфицированных выявлено на Среднем Урале — 32 912, в Югре — 25 930, на Ямале — 18 298.

- Готово ли здравоохранение Урала ко второй волне? Каким из регионов придется тяжелее всего и почему?

- Говорить о полной готовности здравоохранения ко второй волне коронавируса преждевременно. Сохраняются проблемы с коечным фондом, укомплектованностью больниц врачами, средним медперсоналом, недостаточно необходимого медицинского оборудования, диагностических систем, не говоря уже о лекарственных препаратах и отработанных методиках лечения.

При этом следует отметить и положительные достижения здравоохранения и лечащих врачей в борьбе с эпидемией. Определенных успехов добились в борьбе с пневмониями, вызываемыми вторичной условно-патогенной флорой, которая активизируется в результате подавления иммунитета коронавирусной инфекцией и может без своевременной терапии привести к смертельному исходу.

В Свердловской области усилили мониторинг за госпитализацией инфицированных пациентов, министерство здравоохранения создало мониторинговую группу, которая восемь раз в сутки запрашивает информацию о наличии свободных мест и возможных проблемах с госпитализацией в службе скорой помощи и у медучреждений, где развернуты койки для больных с COVID-19. Судя по имеющимся статистическим данным, складывается парадоксальная ситуация – в тех регионах, где здравоохранение финансируется на высоком уровне, имеется современное оборудование, медицинские услуги высокого качества – наблюдается и самый высокий уровень заболеваемости, а самое главное – высокие темпы ее роста – ЯНАО и ХМАО. В регионах, где здравоохранение не на высоком уровне, заболеваемость самая низкая. Это Челябинская и Курганская области. Поэтому однозначно говорить о том, каким регионам будет тяжелее всего достаточно сложно, так как шестикратное превышение заболеваемости в одних регионах по сравнению с другими не сможет компенсироваться даже более развитой системой здравоохранения, поскольку оно там и там российское со всеми плюсами и минусами. С другой стороны, более высокий уровень заболеваемости быстрее сформирует популяционный иммунитет и возможно в дальнейшем это станет преимуществом.

- Какие недостатки существующей системы здравоохранения Свердловской области выявила пандемия коронавируса? Как Вы думаете, именно из-за пандемии так резко и серьезно сдвинулся вопрос об объединении систем здравоохранения Екатеринбурга и области? Или это произошло бы вне зависимости от инфекции?

- Пандемия коронавируса скорее не выявила, а подчеркнула те недостатки системы здравоохранения Свердловской области, которые уже имели место, но были не так заметны. Сейчас 40% зараженных практически не имеют симптомов. Серьезные недостатки имеются в организации деятельности первичного звена – поликлиническая служба, служба скорой помощи нуждаются в квалифицированных кадрах, инфекционные отделения стационаров нуждаются в необходимом лечебно-диагностическом оборудовании. Недопустимой является ситуация, когда аппараты ИВЛ имеются только в реанимационных отделениях, где нет условий для санитарной изоляции инфекционных больных и от поступивших инфекционных больных заражаются больные всего отделения и соседних с ним отделений.

Возможно вопрос об объединении систем здравоохранения Екатеринбурга и области актуализировался в результате пандемии, поскольку в штатном режиме чиновники от медицины еще долго могли бы тянуть и создавать проволочки данному процессу.

- Какие преимущества есть у систем здравоохранения областей и округов УрФО в сравнении с другими регионами страны?

- Однозначно на данный вопрос ответить сложно, поскольку уровень развития здравоохранения в различных регионах может существенно отличаться. Наличие преимуществ может в одном случае быть – при сравнении с одними регионами, а в другом случае – эти же характеристики могут быть достаточно рядовыми при сопоставлении с регионами с развитой системой здравоохранения. По величине расходов на здравоохранение в расчете на одного человека в топ-10 регионов страны входят ЯНАО – на 3-м месте, ХМАО- на 6-м месте, опережая Москву и Санкт-Петербург. По обеспеченности населения врачами высокое 6-е место занимает ХМАО. По уровню смертности, который также отражает состояние здравоохранения – ЯНАО на 3-м месте, ХМАО- на 5-м месте среди регионов с самой низкой смертностью. Можно говорить о неплохом состоянии инфраструктуры, материальной базы здравоохранения в этих регионах. Однако известные научные медицинские школы сосредоточены в Свердловской и Челябинской областях, где традиционно и достаточно давно функционируют медицинские вузы, есть развитая клиническая база для обучения студентов и проведения научных изысканий, результаты которых с той или иной степенью успешности внедряются в медицинскую практику.

- Как изменится и изменится ли сфера здравоохранения (в частности, на Урале) после пандемии?

- Я не думаю, что произойдут существенные изменения. Для позитивных структурных преобразований нужен современный подход к организации здравоохранения как с позиций передовых технологий менеджмента, так и модернизация стратегии финансирования отраслей социальной сферы на федеральном уровне. Необходима более совершенная, чем применяемая в настоящее время система оценки качества работы учреждений, а также главных врачей и чиновников, ответственных за состояние больниц, всей системы здравоохранения. В худшую сторону здравоохранение не должно измениться, если существенно не снизится финансирование данной сферы и не ухудшится качество подготовки врачей, среднего медперсонала в результате неэффективной работы медицинских вузов и колледжей. Платные услуги государственных и муниципальных медучреждений будут менее востребованы, а частные медицинские клиники станут менее прибыльными, поскольку доходы и, соответственно, покупательная способность населения продолжают снижаться.




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7(343)257-20-40

Директорат
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 257-20-05
Факс: +7 (343) 257-44-27
E-mail: ui@ranepa.ru
Приемная комиссия
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 251-77-44
+7 (902) 509-50-05
+7 (902) 502-77-78
E-mail: priem-ui@ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (343) 251-74-55
E-mail: press-ui@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления