Новости
/ При экспорте знаний важно не только «что», но и «как» продавать. Интервью Натальи Шафинской

При экспорте знаний важно не только «что», но и «как» продавать. Интервью Натальи Шафинской

08
октября
2021
При экспорте знаний важно не только «что», но и «как» продавать. Интервью Натальи Шафинской

В кампусе Уральского института управления – филиала РАНХиГС в Екатеринбурге завершился пятидневный курс обучения по программе повышения квалификации «Основы дипломатического протокола и международного этикета». В качестве слушателей выступили представители международных служб вузов Уральского федерального округа и расположенных на его территории филиалов столичных учебных заведений.

Обучение состоялось в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» и завершает в 2021 году реализацию дополнительных профессиональных программ для руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций.

Работа была организована с применением дистанционных технологий и бесплатно для слушателей, то есть, за счет федерального бюджета. Среди пройденных тем – «Этика поведения, грамотная речь и имидж сотрудника международной службы», «Международная вежливость, протокол и правила гостеприимств», «Церемониал и протокольные почести».

По итогам слушатели представили свои проекты, защита которых состоялась 7 октября. Весь объем лекционного материала и практических занятий лег на плечи специального приехавшей из столицы советника ректора РАНХиГС, кандидата политических наук, руководителя Дирекции по сопровождению единых образовательных программ РАНХиГС Натальи Шафинской. По итогам последнего дня занятий, буквально за пару часов до обратного вылета в Москву, Наталья Валерьевна дала интервью Центру общественных связей УИУ РАНХиГС.

- Вы закончили работу по программе, которая реализуется для руководителей и сотрудников международных служб российских университетов. Тот факт, что вы работаете с вузами Урала, означает ли, что сделана ставка на развитие экспорта образования именно в регионах, через провинциальные учебные заведения?

- Наша задача – повысить конкурентоспособность российских университетов на международном рынке образовательных услуг в целом. Это можно сделать не только за счет привлекательности образовательных программ, нашей инфраструктуры, образа нашей страны, российской культуры. Тут действует целый комплекс аргументов. Но чтоб это правильно сделать, одним из эффективных инструментов является способ подачи информации, выстраивания коммуникации, их налаживания, поддержки и так далее. Поэтому хочется надеяться, что та информация, которая была предоставлена уральским слушателям в рамках нашего пятидневного, но ускоренного путешествия по миру дипломатического протокола и этикета, сможет им помочь, будет содействовать в их уверенном позиционировании при ведении переговоров с иностранными партнерами. Да, мы считаем, что потенциал для развития экспорта образования в российских регионах есть – как в классических вузах, так и в профильных, отраслевых.

- На что делается акцент? Чего не хватает, каких знаний, навыков, опыта для более эффективной работы?

- Сама программа была построена по принципу: лекционный материал – только первые два дня, а далее три очных дня мы отрабатывали практик ориентированные кейсы с учетом полученной ранее информации. Это и правила ведения деловой переписки, принципы составления пригласительных и поздравительных писем, организация приемов, иных мероприятий с учетом всей протокольной практики, подготовка визитных карточек, принципы рассадки гостей – как за столами при проведении переговоров, так и при проведении торжественных обедов, ужинов, других трапез. Есть специальные сведения, которые нужно учитывать и в случае, когда руководитель образовательной организации включен в состав правительственной делегации. Свои немаловажные детали имеются в вопросах подготовки сувенирной продукции. Все это мы изучали в ходе занятий. Потому что это очень важно при выстраивании долговременного и плодотворного сотрудничества. Коллеги представляли свои предложения, свое видение, как бы они обратились к партнерам, исходя из контекста, условий, которые им предлагали. Моя же задача заключалась в том, чтоб оценить верность предложенных решений и направить идеи, скажем так, в правильное русло.

- Какой и чей опыт вы использовали?

- У меня был собственный длительный опыт работы в этом направлении. В течение десяти лет я работала за рубежом, в системе Федерального агентства «Россотрудничество». Я возглавляла его представительство и была первым секретарем посольства Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам. То есть, я выстраивала в этой стране гуманитарную политику нашего государства. Ежегодно к нам приезжало до восьмидесяти российских университетов со всей страны. И я, конечно, имею точное представление о степени готовности сотрудников международных служб наших вузов к такой постоянной и длительной работе по взаимодействию с иностранными партнерами, о специфике которой рассказывала слушателям. Зачастую это абсолютно не зависит от того, столичный это вуз или региональный. Иногда бывают не совсем понятные практики поведения именно столичных вузов. И региональных вузов тоже – всякое бывает. Потом это (к сожалению, зачастую постфактум) приходится корректировать. А ты уже успел потерять лицо перед партнерами… Это порой очень тяжело исправить, приходится использовать личные контакты, включать дополнительные коммуникации, пытаться найти объяснения сложившейся ситуации. В любом случае, конечно, это очень сильно бьет по репутации. Поэтому я надеюсь, что в ходе пяти дней плотного общения с коллегами из уральских вузов, мы хорошо поняли друг друга и вся информация, которую они получили, будет учтена при дальнейшей деятельности.

- Насколько важна роль региона в политике экспорта образования?

- Очень. Потому что каждый субъект РФ выстраивает приоритеты с учетом своей внутренней повестки и специфики. Какой-то регион считает, что экспорт образования может внести существенную лепту в бюджет конкретного субъекта. И правильно считает. Индустрия образования давно и справедливо рассматривается одним из самых действенных инструментов «мягкой силы». Это возможность продвинуть национальные интересы. Привлечь в науку индустриальных партнеров, завязать какие-то контакты. Если уметь пользоваться данным инструментом, можно достичь действительно стратегических целей на благо региона и страны в целом. Поэтому здесь, конечно, необходимо соотносить свои действия с концепцией внешней политики, обязательно знать установки и требования министерства науки и высшего образования РФ, находиться в постоянном тренде. Вузам надо правильно использовать те возможности, которые у них есть. А это происходит, увы, не всегда.

- Вы работали в очень специфическом регионе – в Юго-Восточной Азии. Какие вопиющие примеры неверного поведения вы бы могли привести?

- Вряд ли мне позволит мое дипломатическое прошлое быть настолько неполиткорректной, чтоб раскрыть детали и назвать действующих лиц. Работа во Вьетнаме, с одной стороны, безусловно, очень непростая. В частности, с точки зрения геополитического значения и расположения страны в регионе, напряженности, которая существует сейчас в той части мира. Действительно, Вьетнам - это страна, где продвигают свои интересы не только Россия, но и другие сверхдержавы. Инструменты «мягкой силы» выходят здесь на передовую позицию. Особая значимость придается сотрудничеству в гуманитарной, образовательной сфере. Впрочем, вьетнамская сторона – это наши традиционные друзья, партнеры, отношения наших стран носят характер всеобъемлющего стратегического партнерства. Поэтому не подготовленность российских вузов, когда некоторые из них выезжают в страну для того, чтобы достичь моментального эффекта и получить сиюминутную обратную связь, не зная специфику этой страны и ее культуры, это, конечно, неправильно. Есть и не вполне верная позиция руководителей некоторых университетов, которые требуют от международных служб моментального эффекта. Скорость установления и развития контактов нужно учитывать в зависимости от специфики региона, страны. В Юго-Восточной Азии точно не бывает такого, что мы приехали первый раз в страну, познакомились, представились, преподнесли какие-то сувениры, и к нам, скажем, через два месяца приехали первые студенты. В отношении Вьетнама это практически невозможно. Если только инициатором такого контакта не выступила сама вьетнамская стороны, разыскав вуз и пригласив его в гости.

Плюс не нужно забывать, что тот же Вьетнам работает в условиях перенасыщенности предложений от других стран по выстраиванию образовательного сотрудничества, которое подразумевает порой огромную финансовую поддержку в виде грантов, субсидий и прочего. Для того чтобы сторона проявила заинтересованность, нужно правильно, грамотно рассказать, в чем суть вашего предложения, какие преференции получит ваш возможный партнер, какие преференции получите и вы тоже. То есть, нужно постараться быть предельно честным.

- Я побывал на вашем занятии, когда вы разбирали составленные слушателями учебные письма – приглашения зарубежных партнеров на выставки, поздравления с назначением и так далее. Обратил внимание, что вы настойчиво призывали слушателей взглянуть на текст с позиции аудитории – вы пытались научить смотреть свой текст чужими глазами, осмысливать его чужой головой…

- Держать в голове образ партнера, думать о том, а точно ли он вас поймет или понял, это действительно очень значимо. Потому что если мы изначально преследуем цель, скажем, кого-то поздравить с назначением на должность, то не надо по ходу написания вспоминать еще миллион других целей, которые тоже неплохо бы обсудить, поэтому «давайте это тоже вставим в текст письма». А ведь изначально оно носило всего лишь характер вежливого поздравления. Словом, надо быть последовательными. Это первое. И второе: проработав в азиатской стране и будучи востоковедом-вьетнамистом, я стараюсь применять в жизни принципы азиатского мышления, которое призывает нас не спешить, а придерживаться стратегии мелких шагов. Не надо суетиться. Мы все успеем. Ибо если все валить в одну кучу, то совершенно точно не будет результата, партнеры все равно в лучшем случае нам позвонят и спросят: коллеги, а что из этого первично? Поэтому надо правильно расставить приоритеты, четко понимать, работая над текстом, зачем мы его пишем и что нам самим-то нужно. И не стоит забывать, что, если вы пишете письмо на английском языке – который, конечно же, является языком международного общения, тут нет проблем - следует продублировать это письмо и на своем национальном языке. Все-таки мы сверхдержава, мы самая большая страна в мире, и мы должны себя соответствующим образом позиционировать. Но иногда у нас и с этим бывают проблемы.

Кто-то позиционирует себя как представителя второстепенной страны, пытаясь в услужливом тоне представить беседу, а кто-то перебарщивает с традицией старшего брата.

- Если позволите, еще вопрос как вам как к эксперту по теме дипломатического этикета. Во все сферы приходит новое поколение, так называемое поколение Z. Оно более непосредственное, раскованное, активное, с обстроенным чувством справедливости и легким отношением к традициям, устоям, привычкам, церемониалам. Воздействует ли это как-то на мир дипломатического протокола или здесь незыблемо сильны традиции и консерватизм? Возможно ли какое-то органичное смягчение чрезмерно формальных норм и правил, изменение требований этикета, например, и т. д.?

- Вы знаете, с приходом поколения Z, омоложением кадров, безусловно, изменения присутствуют. Но при всех этих изменениях и учете процессов глобализации, мир все-таки остается очень иерархичным. Мы все равно вынужденно, но сохраняем иерархию. На мой взгляд, это как-то подсознательно у нас происходит. Поэтому здесь важно, чтобы у того нового поколения, которое приходит на смену в органах власти, в других сферах, было в голове четкое понимание ценностей нашей страны. Ценности общества должны быть осознаны очень четко. Потому как развивать можно только тогда, когда есть какая-то база. Если базы нет, и не предусмотрены четкие акценты в период образовательной деятельности того или иного молодого человека или девушки, что первично, а что вторично при продвижении национальных интересов (я уже не говорю о чувстве патриотизма, которое априори должно быть), очень затруднительно работать и развиваться. Ведь если ты сам не понимаешь, зачем, то тебе очень сложно выполнять поставленные задачи. Ты сам должен понимать природу этих процессов, у тебя должно быть их четкое восприятие и знание контекста, представление о причине и обстоятельствах появления тех или иных норм и правил. И, абсолютно уверена, должны изучаться основные нормативные акты, которые регулируют деятельность, процессы, отношения. И тогда будет все хорошо. А поколение Z, отмечу, у нас замечательное - перспективное, всесторонне развитое, увлеченное, интересующееся. Другое дело, что если мы всерьез развиваем в себе какие-то сферы знания, чему-то учимся, то это следует делать полноценно, всеохватно, системно, а не по «верхам».

Подготовил Виктор Белимов

P.S. Когда интервью было готово к выпуску, в ЦОС УИУ – филиала РАНХиГС поступило письмо-отзыв от группы слушателей программы дополнительного профессионального образования «Дипломатический протокол и международный этикет». В нем, в частности, сказано:

«…Программа обучения объединила представителей министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, вузов Тюменской и Свердловской областей, при этом участвовали не только международные службы, но и структуры, курирующие вопросы взаимодействия с работодателями.

Надеемся, что это станет основой новых межструктурных отношений наших организаций.

Пользуемся случаем, чтобы выразить своё весьма высокое уважение организаторам и глубокую благодарность преподавателю практической части программы — Наталье Валерьевне Шафинской. Опыт, профессионализм, таланты, понимание и энергия Натальи

Валерьевны заряжали нас всю эту интенсивную неделю и стали гарантией усвоения и закрепления новых компетенций. С таким лектором программа была обречена на успех.

Материал и структура программы исключительно практичны и вызывают ощущение содержательной целостности.

Рекомендуем регионам участие в программе.

Благодарим и желаем крепкого здоровья, успеха!

Е.Ю. Овсянникова (УрГЭУ)

А.В. Назаров (УрГЭУ)

Е.Н. Сиднева (СурГПУ)

С.Р. Гриценко (СурГПУ)

Е.С. Пелымская (УрФУ)

В.С. Фоминых (УрФУ)

К.С. Бутнарчук (УрФУ)

Н.И. Григорьева (УИУ РАНХиГС)

Е.В. Лосев (ММВЭС Свердловской области)




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7(343)257-20-40

Директорат
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 257-20-05
Факс: +7 (343) 257-44-27
E-mail: ui@ranepa.ru
Приемная комиссия
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 251-77-44
8(800)300-82-46
+7 (902) 502-77-78
E-mail: priem-ui@ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (343) 251-74-55
E-mail: press-ui@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления