Новости
/ В УИУ РАНХиГС изучили, как нарастить экспорт образовательных услуг в УрФО

В УИУ РАНХиГС изучили, как нарастить экспорт образовательных услуг в УрФО

11
октября
2021
В УИУ РАНХиГС изучили, как нарастить экспорт образовательных услуг в УрФО

На площадке Уральского института управления – филиала РАНХиГС в первой декаде октября успешно завершилось обучение по федеральной программе «Маркетинг образования: продвижение образовательной организации на международном рынке образовательных услуг». В нем приняли участие представители международных служб шестнадцати уральских вузов и филиалов столичных учебных заведений. Ключевыми реализаторами проекта стали РАНХиГС и РУДН, а его финансирование состоялось в рамках федерального проекта «Экспорт образования» Национального проекта «Образование». То есть, сама по себе образовательная услуга стала бесплатной для слушателей.

Несомненно, эта была одна из самых содержательных, актуальных и комплексных программ, реализованных за последние годы на Урале из тех, что по-настоящему способствуют развитию экспортного потенциала региона в части образовательных услуг и эффективному применению инструментов «мягкой силы» в реализации экономической политики страны и ее регионов на внешнем рынке.

Идеологию и формат обучения (гибридный: очно-заочный) разработала группа ученых-экспертов РАНХиГС под руководством директора по развитию образования Президентской академии Ирины Апыхтиной. По ее словам, Уральский институт управления - одна из 22-х площадок, которые на протяжении четырех лет участвуют в программе повышения квалификации сотрудников международных служб российских вузов, и сегодня филиал РАНХиГС в Екатеринбурге «становится методическим центом по подготовке руководителей разного ранга для региона».

В рамках программы уже обучено свыше 4 тысяч специалистов международных подразделений российских вузов. Но после осенней сессии на Урале в запасе осталось еще четыре программы, которые в партнерстве с РУДН будут реализованы в скором времени.

Само по себе обучение изначально не означало только лекции и дискуссионные сессии – главное, что должны были сделать слушатели, напитавшись актуальными знаниями, - защитить свои проекты, которые станут толчком к более интенсивному взаимодействию с зарубежными молодыми клиентами, а, значит, увеличат в перспективе объемы несырьевого экспорта субъекта Федерации и города, где расположен вуз.

Особенность нынешнего периода обучения по теме внешних связей в том, что пандемия внесла серьезные коррективы в практику работы со студентами-иностранцами. Новую картинку мира подробно представила директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

По ее данным, до сих пор 145 тысяч иностранных студентов не вернулись для продолжения обучения в Россию именно из-за санитарных ограничений, вызванных пандемией. Таким образом, «разрыв связей между студентом и университетом приводит к серьезному изменению поведения иностранных студентов, он уже во многом повлиял на восприятие студентами ценности обучения за границей для получения диплома».

Огромные проблемы испытывают сегодня те страны и города, где традиционно делали ставку на экспорт образовательных услуг. Для ведущих университетов, которые входят в первую десятку вузов мира, это очень серьезный источник доходов. Например, в Оксфорде до 40 процентов студентов – иностранцы, чуть меньше – в Кембридже.

Австралия всегда была широко открыта студентам со всего мира и зарабатывала на экспорте образования неплохие деньги. В Сиднее каждый пятый студент имеет иностранное происхождение. Так было. Но в пандемию на континенте ввели самые строгие карантинные меры из всех возможных. Ведущие университеты Австралии, по словам Татьяна Клячко, потеряли до трети доходов и продолжают терять.

Что делать в этой ситуации? Не вешать нос, не отчаиваться, а, напротив, искать новые пути, возможности и решения. Ведь любой кризис, как известно, это шанс забраться на новую высоту. Те, кто уже долгое время жил за счет международной студенческой мобильности, предпринимают экстренные меры, чтоб сохранить клиентов. Скажем, во время обучения в УИУ было заявлено, что университеты Великобритании теперь экстренно организую чартеры для иностранных студентов, сами оплачивают им содержание на карантине и расходы на прививки. Но тот, кто до сих пор не делал серьезную ставку на экспорт образования, может сейчас в этом преуспеть («резко рвануть»), только если возьмет на вооружение лучшие зарубежные практики и проявит подлинную заинтересованность в результате.

Россия, а особенно нестоличные регионы, имеют большой потенциал для роста экспорта несырьевого сектора и в частности, образования. Татьяна Клячко рассчитала, что только Свердловская область получает ежегодно от обучения иностранных студентов до 1 млрд рублей и может получать больше. Как использовать этот потенциал, какую роль здесь могут сыграть новые технологии и четкое понимание смысла жизни и потребностей поколения Z – об этом слушателям рассказывали ведущие эксперты-практики в течение всей недели обучения.

По словам той же Татьяны Клячко, к сожалению, «нормальной статистики, которая бы всесторонне, в деталях фиксировала параметры экспорта образования, у нас в стране до сих пор нет». Однако рост этого показателя в целом заложен в Федеральный проект «Кадры» Национального проекта «Наука и университеты». Согласно опросам самих иностранных студентов, их главное ожидание от обучения в России – получение качественного образования (так считают 72 процента). И, заметим, ровно такова же доля студентов, назвавших главной трудностью учебы в России – новый, то есть, русский, язык. Только на втором мест из «минусов» холодный климат (почти 60 процентов) и культурные различия (47 процентов). Таким образом, в целом в мире вполне ценится качество российского образования. Но как его правильно «продать», какие коммуникационные ресурсы для этого использовать, как докричаться через моря-океаны и как не проиграть в серьезной конкурентной борьбе за молодые мозги? Большая часть ответов касалась использования digital-инструментов. И все кейсы были свежими – буквально этого года.

Так, начальник отдела научно-образовательных проектов федерального агентства «Россотрудничество» Юлия Харченко рассказала об информационной платформе для иностранцев – потенциальных студентов российских вузов. Проект стартовал в январе, но в системе уже зарегистрировано 80 тысяч иностранных студентов – треть всех нерезидентов, которые учатся сегодня в вузах РФ. Цифровым суперсервисом «Образование в Российской Федерации для иностранцев» можно воспользоваться в любой точке мира. Интерфейс организован на 15 языках. Единое окно позволяет напрямую взаимодействовать с российским вузом, участвующим в программе. Студент получает возможность дистанционно пройти все вступительные испытания вплоть до подачи онлайн апелляции. Содержится большой информационный блок про региональные особенности страны, включая климатические условия и культурные достопримечательности. И, конечно, вся информация нормативного плана в том числе тонкости миграционного учета и контроля. Юлия Харченко особо подчеркнула, что через личный кабинет можно не только оформить приглашение, продлить визу, зачислиться- отчислиться или перевестись, но даже оформить полис ДМС и сформировать пакет документов для подачи в МВД РФ на миграционный учет или оформление миграционных процедур.

Свои изящные цифровые решения (только регионального характера) представил и Юрий Снисаренко, руководитель проекта «Высшее образование в Санкт-Петербурге – StudyinSPb». Команда под его руководством работала «малыми силами» в составе Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. В итоге появился качественный ресурс с амбициозным функционалом по продвижению города в международном пространстве – среди школьников, студентов, семей с детьми и молодых профессионалов.

Санкт-Петербургу есть куда стремиться. В Лондоне – 41 процент студентов-иностранцев (118 тысяч человек), в Монреале практически каждый третий учащийся вуза приехал из-за границы (60 тысяч человек). Доходы от иностранных студентов, сообщил Юрий Снисаренко, в Лондоне составляют 6 млрд долларов ежегодно, в том же Сиднее – 2,3 млрд, а во всей Российской Федерации порядка 1,2 млрд долларов.

В Санкт-Петербурге сейчас обучается более 33 тысяч студентов-иностранцев (для примера – в Свердловской области менее пяти тысяч, во всем УрФО – 17 тысяч). И показатель должен расти, заявил питерский эксперт, потому что уже даже этот «умный Вавилон» дает в экономику города 23,7 млрд рублей ежегодно с учетом платы за жилье. Осознавая выгоду, питерские власти всячески поддерживают проект «StudyinSPb», а Губернатор Санкт-Петербурга включил его в Стратегию в области цифровой трансформации отраслей, экономики, социальной сферы и государственного управления, которую подписал 25 августа 2021 года. Теперь инициативе Юрия Снисаренко и его команды обеспечено целевое бюджетное финансирование. К 2024 году проектом планируется охватить 270 вузов и научных организаций Санкт-Петербурга. Цель достижима, так как «выстроена система аналитики, взаимодействия с организациями-экспортерами образования, состоялся переход к проектному управлению». Более того, уже почти готов к выпуску уникальный исследовательский документ - Бюллетень международной академической мобильности в Санкт-Петербурге, который точно покажет, куда и в каких объемах продается высшее образование.

О приволжском опыте сближения вузовских инициатив с интересами регионального правительства слушателям поведал начальник управления международной деятельности Самарского университета Сергей Тиц. Там сделана ставка на совместную экспертно-аналитическую работу вузов в союзе с местным бизнесом и властями.

О федеральной поддержке, которую региональные вузы могу получить по крайней мере в части организации современных кампусов (а бытовые условия – важный пункт: дефицит мест в общежитиях вузов страны – 144 тысячи), подробно рассказал Михаил Алашкевич, управляющий директора Блока агента Правительства РФ ВЭБ.РФ. Его сообщение вызвало максимальное количество вопросов, так как содержало конкретную финансовую схему и четкий ответ на сакраментальное: где взять деньги, чтоб студентам – и нашим, и из-за кордона – было комфортно учиться?

Докладчик убежден, что «формирование современных кампусов и трансформация существующих не может лежать вне стратегий городского развития». Тем более, что многие инфраструктурные запросы студентов (те же велодорожки) соотносятся с интересами горожан в целом, а методика работы над проектами ВЭБа по созданию кампусов предполагает применение механизма государственно-частного партнерства. Проекты уже сейчас доступны для муниципалитетов с численностью населения более 300 тысяч человек, с как минимум четырьмя вузами и общим дефицитом мест для размещения студентов и сотрудников - более 2500. Грант ВЭБ.РФ покрывает до 60 процентов затрат на создание кампуса.

…Показатели в рублях и долларах звучали в эти дни часто. Инвестиции требуют отдачи. И наоборот. И все же в большей степени федеральные спикеры говорили о нематериальных возможностях, которые зачастую игнорируют провинциальные вузы, теряя источники дохода, возможности для академических обменов, развития собственной науки, наконец. Очень содержательным и хлестким в этом смысле стал доклад главы по партнерству и благотворительности одной из крупнейших в мире аналитических рейтинговых компаний QS (Quacquarelli Symonds) Зои Зайцевой, которая показала результаты свежих исследований образовательных и иных запросов поколения Z. Приведем несколько самых ярких тезисов ее блестящего онлайн-выступления:

«Полтора года пандемии уже очень сильно изменили ментальность людей и особенно молодежи – уже даже в школах часть программ переориентировались на ютуб. Поэтому нечего спорить: это поколение принципиально другое. Я общаюсь с большим количеством молодежи, которая участвует в волонтерских проектах, в международных программах – они другие, они реально отличаются от тех ребят, которых мы видели на образовательных выставках 3-4 года назад…

Если учебные заведения, неважно из какой страны, не учитывают ценности молодежи в своей коммуникации, они изначально проигрывают, какими бы рейтинговыми программами они ни обладали...

…Крайне важен переход от полных курсов - бакалавриат, специалитет, магистратура - к отдельным программам, например, по компьютерной безопасности или 3 D- моделированию или поведению металлов в экстремально низких температурах – может быть востребовано все, что угодно. В мире сформировался тренд на то, чтоб университеты могли выписывать удостоверения по окончании кратких курсов, чтоб студент мог их затем использовать для трудоустройства. Те университеты, которые начнут делать это первыми, то есть предъявят студентам большой набор краткосрочных прикладных курсов и сильно в этом преуспеют, имеют все шансы откусить больший кусок пирога, чем остальные…

…Возникли новые культурные паттерны. Молодежь, с которой мы общаемся, относится по-другому к задачам университета и к своим личным задачам. Волонтерские и благотворительные проекты – это то, на что обращают внимание студенты. Если лет 5-10 назад мы видели в топе критериев выбора образовательного учреждения такие позиции как «конкурентная зарплата, обеспечивающая меня быстрым карьерным ростом», «возможности международных путешествий», «новые социальные связи», то последние три года мы видим, что тема дохода ушла сильно вниз критериев выбора той или иной образовательной программы, а в ТОП-5 входит такой новый критерий: «разделяет ли университет мои ценности»…

…Представители поколения Z очень прагматичны, они не будут развивать вредные привычки, не будут тратить время на то, что не ведет к их успеху или комфорту, и они очень эмоциональны (часто эксперты используют образ «снежинок» - сами они могут быть очень жестокими, но другие должны предугадывать и брать в расчет их зоны комфорта).

…При этом для поколения Z важен баланс между работой и личной социальной жизнью, а также фактор причастности к большому полезному делу из серии: я не просто работаю, а делаю что-то важное для мира и моего сообщества. Нынешняя молодежь не думает в системе «я»-фокуса, она думает в системе «мы»-фокуса.

Ценности российской молодежи и других стран по большому счету совпадают. Молодежь повсюду живет целями устойчивого развития – начиная от гендерного равенства и заканчивая проблемой парниковых газов, борьбы с нищетой и так далее. Вы как вуз сильно преуспеете, если будете сообщать потенциальным абитуриентам, студентам и выпускникам о том, как вы разделяете цели устойчивого развития и как вы их встраиваете в свою содержательную и функциональную деятельность. Последнее очень и очень важно, потому что молодежь нынче такая, что с ними уже «потемкинскими деревнями» не обойдешься – им нужно показать и доказать.

…Поколение Z характеризуют порой аббревиатурой BBB (Belonging Be Becoming). Belonging – принадлежность к какой-либо группе, идентификация себя со «стаей». Be – кто я здесь и сейчас, что я делаю, что я могу сделать. И becoming – каким будет мой эффект на будущее, кем я стану, что я привнесу в этот мир.

На мой взгляд, та образовательная организация, которая волшебным образом встроит все три эти термина в свой генотип, в свое ДНК и сделает это искренне, а не ради лицемерной «галочки» (а фальшь современная молодежь хорошо чувствует), та будет на высоте и получит максимальное количество бонусов.

…И еще нужно говорить на языке аудитории. Я понимаю, насколько сложно просить соответствующие ресурсы, но ваши руководители должны понять, что принцип, когда один человек «и швец, и жнец, и на дуде игрец» – это неправильно: digital – это одно, внутренние коммуникации это другое, научные коммуникации – третье. Во всем есть своя прелестная специфика».

Подготовил Виктор Белимов, ЦОС УИУ РАНХиГС




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Справочная служба
Телефон: +7(343)257-20-40

Директорат
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 257-20-05
Факс: +7 (343) 257-44-27
E-mail: ui@ranepa.ru
Приемная комиссия
620144, г.Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 66
Телефон: +7 (343) 251-77-44
8(800)300-82-46
+7 (902) 502-77-78
E-mail: priem-ui@ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 (343) 251-74-55
E-mail: press-ui@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления